Давайте знакомиться

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS

ДУУ № 48 "Пчёлка"



Суббота, 18.05.2024, 19:56



Главная » Статьи » Интересно знать

Роль музея в жизни ребенка



                                       Воспитатель/методист  ДУУ№48   А.Ф.Соловьева
Музейная педагогика…. Сегодня  это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию  и образованию юного поколения, кто работает с детьми, вкладывая в него свое содержание. Почему музейная педагогика ныне стала так востребована?
Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
      Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта - одна из серьезных  проблем нашего времени. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина... Включение музея в образовательно-воспитательный процесс, интеграция музейной педагогики в сферу детской деятельности -дело не такое простое.     Педагогам необходимо помочь маленькому человеку в этой непростой, очень важной деятельности: «увидеть музей вокруг себя».
        Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников: ребенок-родитель-педагог, который может решить эту задачу комплексно.
         Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы, иными словами речь идет о музейном образовании или об образовании культурой.
В рамках работы по использованию элементов  музейной   педагогики  в  нашем детском саду проводилась огромная подготовительная  работа.   Воспитатели, родители, дети активно участвовали в создании и организации работы мини-музеев, с целью обогащения предметно-развивающей среды ДУУ.
     В результате совместной творческой работы  родились такие мини-музеи, как «Шумелки-тарахтелки», «Веселый карандаш», «У Лукоморья».В мини-музее «Шумелки-тарахтелки» собраны шумовые музыкальные инструменты. Здесь представлено более 50 экспонатов из различных стран мира, некоторые экспонаты дети сами делали своими руками.Ребенок может посещать мини-музей каждый день, переставлять экспонаты, рассматривать, играть с ними. Второй мини-музей: «Веселый карандаш», в коллекции которого есть редкие раритетные экспонаты разной формы, величины и свойств. А также собрана подборка материалов об истории возникновения Славянской карандашной фабрики в Украине.
Экспонаты мини музея «Веселый карандаш» активно используются детьми в занятиях и развлечениях. Третий, заслуживающий внимания мини-музей : «У Лукоморья»-музей волшебных сказочных предметов:
здесь можно увидеть скатерть -самобранку, волшебный клубочек, наливное яблочко, сапоги-скороходы и другие….
     Так как ДУУ №48 в своей работе использует метод- сказкотерапия, то музей волшебных  сказочных предметов востребован в работе с детьми разных возрастных групп.
     К каждому, представленному мини-музею, подобран теоретический и практический материалы, составлены конспекты занятий. Включение мини – музеев в образовательно-воспитательный процесс способствует формированию  и развитию основных психических процессов  у ребенка- внимания, памяти, мышления.
     Следующим этапом системы работы с дошкольниками, по внедрению элементов музейной педагогики, стало посещение детьми музеев города Симферополя, таких как: Центральный музей Тавриды (знакомый нам как Краеведческий), Этнографический музей, Художественный музей, Музей истории города Симферополя. Погружение ребенка в мир традиционной культуры разумнее начинать с культуры более близкой ему, знакомой, родной.
     Первое знакомство наших детей с Этнографическим  музеем началось с посещения выставки детского творчества «Праздник –Рождество Христово».
  Музейное занятие  было проведено в увлекательной форме, в ходе которого дети знакомились с игрушками из природного материала,
выполненными в различных техниках (папье маше, квиллинг, валяние, тырцевание , бисероплетение). Они эмоционально рассказывали о своих впечатлениях, выбирали экспонаты, которые больше всего им понравились, отдавали свои голоса за них, для того, чтобы участники экспозиции занимали призовые места.
 После ознакомления с экспозицией рождественских игрушек музейный педагог провел с нашими детьми мастер-класс по изготовлению рождественского ангела из бумаги, где они проявили свои творческие способности в практической деятельности.
  В детском саду возникла идея собрать всех ангелов  в  коллективной работе детей «Рождественский ангел», использованную в декорациях
к празднику «Рождество Христово», с участием отца Василия из собора Петра и Павла. Это стало традицией дошкольного учреждения, где на первый план выдвигается личностный рост ребенка, расширяются его возможности взаимодействия с социумом.
   Родительская общественность вместе с детьми приняли активное участие в организации выставки рождественской игрушки внутри нашего детского сада « В подарок детскому саду»  (после того, как  дети рассказали дома, что побывали на подобной выставке в музее).
 Второе путешествие по музейным залам Этнографического музея,  было объединено важной темой «Мозаика культур Крыма».
   Освоение окружающего мира детьми начинается с малого, с путешествия по музейным залам, с нового взгляда на привычные и необычные вещи.   Оказывается, предметы быта, ушедшие в прошлое- рогач,  русская печь, коромысло, макитра, хлебная лопата, веретено, украинские рушники и другие старинные предметы быта умеют говорить и могут поведать необыкновенные истории о себе, о людях, об исторических и мифологических событиях, фактах. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их  «тихую» жизнь».
 Каждый предмет, выступающий в роли актера, рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать, используя по возможности все органы чувств. Потому что главный принцип музейной педагогики: в сознании, душе, памяти  навсегда остается только то, что пропущено через сердце и руки. Не случаен девиз многих зарубежных детских музеев: «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема - «Открытая детская ладошка».
   Итогом проведенной работы в музее может служить открытое занятие старших дошкольников «Национальные символы Украины», проведенное после посещения экспозиций «Мозаика культур Крыма»  в Этнографическом музее.
     Опыт работы показывает: у современного ребенка, который живет в условиях города, нет выраженного ощущения этнической принадлежности. Интерес к теме возникает у детей лишь тогда, когда затронута его эмоционально-чувствительная сфера.  Мы решаем эту задачу включением в ход занятий игр, элементов театрализации, фольклора, музыкальных народных игр. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника ребенка в этот мир. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольника не только информационно, сколько эмоционально к восприятию увиденного.
    Следующая встреча, с полюбившимся музеем,   пришлась  на праздничную неделю Масляницы. Музейные педагоги творчески подошли к организации встречи с нашими детьми. Скоморохи играли с ними в подвижные народные игры, знакомили детей с традициями, обычаями. Внимание наших дошкольников привлекла выставка национальных костюмов разных народов (ручной работы) в миниатюре.
    Неожиданностью для детей стало знакомство с традицией чаепития, главным героем  которого был русский самовар. Дети впервые увидели коллекцию уникальных старинных самоваров, познакомились с самоваром в разрезе.
   Знакомя дошкольников  с народным творчеством, с подлинными предметами старины мы прикасаемся к опыту, накопленному нашими предками в течение веков.  Музейные занятия учат дошкольников уважать традиции, как своего народа, так и других, приобщают к культурному наследию нашей Родины.
   Наши дети посетили  и Центральный  музей Тавриды (Краеведческий),
где они знакомились  с разнообразием современного природного мира Крыма: животными, морскими обитателями,  многочисленной популяцией  птиц.
      Работа  ведется в соответствии требований региональной программы «Крымский веночек».
         Искусство существует столько, сколько человечество помнит себя. Оно объединяет людей, дарит то, что помогает им оставаться людьми и даже становиться лучше. Одним из величайших видов искусства считается живопись. Самые лучшие картины, самых лучших художников живут в музеях. С Художественным музеем мы  сотрудничаем в рамках  городской программы «Симферополь- культурная столица». В этом году старшие дошкольники ДУУ№48  не единожды побывали на  экскурсиях в Художественном музее. Детей  знакомили с  творчеством   художников,  таких как, Архип Иванович Куинджи, Исаак Ильич Левитан,  Иван Иванович Шишкин и других. 
    Интригующий момент- это встреча детей с Музейкой, основным героем всех музейных путешествий и экскурсий. На вводных в тему занятиях мы учили детей правилам посещения музеев: детям рекомендуется  построиться в пары   и тихонько  войти в музей, потому что в музеях всегда тихо. Здесь люди думают, рассматривают картины,
и, чтобы никому не помешать, мы тоже тихо будем смотреть.
   Согласно принципам музейной педагогики, малышам противопоказаны традиционные формы работы музеев - монологические экскурсии. Нам интереснее мастер- классы, музейные занятия с элементами игры, творческими заданиями.

     Уроки живописи в сотворчестве детей и музейных педагогов, оставляют глубокий след, позитивные эмоции в душе дошкольников. Только тогда, когда ребенок находится в творческом поиске, встреча с искусством может стать радостью, незабываемым фактом в его еще такой короткой биографии.
             В музее дети посетили экспозицию старинной антикварной игрушки, переданной музею жителями Симферополя. Неподдельный интерес у детей вызвала фарфоровая кукла 19 века, реставрированная и собранная из осколков, здесь она получила вторую жизнь. Увидели дети  первую ходячую куклу, кукол 50-60 годов 20 столетия, на выставке представлены были и современные авторские куклы Тильды (ручной работы).
          Таким образом, музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания  мира.
     Мы надеемся, что  возникший интерес у детей, в дальнейшем перерастет в потребность «хочу все знать».
 

 

Категория: Интересно знать | Добавил: JP (11.02.2012)
Просмотров: 1589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024