Движения пальцев рук в ходе исторического
развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой
общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сопровождаться
возгласами и выкриками. Движения пальцев рук в процессе эволюции
совершенствовались, и люди выполняли более тонкую работу. Таким образом,
развитие руки и речи у людей являлись параллельными процессами.
Примерно
так же развивается и речь малыша, развитие пальцев обеих рук подготавливает
почву для последующего формирования речи.
Когда мы говорим "мелкая моторика",
мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о том,
что полноценное развитие таких движений обычно происходит под контролем зрения.
Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому
родители должны способствовать развитию навыков мелкой моторики ребенка уже с
самого раннего возраста.
Последовательность
развития навыков мелкой моторики.
Новорожденный малыш сосредоточивает взгляд на
висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает
время, когда он начинает хватать рукой интересующий его предмет. С этого
момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Движения рук
развиваются постепенно и последовательно. Сначала ребенок учится захватывать
мамины пальцы или погремушки своей ладонью. Потом он начинает манипулировать
игрушками, используя большой средний и указательный пальцы. А возрасте полутора
лет он удерживает мелкие предметы с помощью большого и указательного пальцев.
Активно изучая окружающий мир, малыш берет в
ручки различные предметы, начинает совершать простые действия. К двум годам
ребенок уже умеет складывать небольшие предметы в коробку, рисует мелком
каракули, овладевает навыками самостоятельной еды, может натянуть шапку или
снять носки.
В возрасте от двух до четырех лет его
приобретенные навыки совершенствуются. В своих действиях для достижения
результата малыш все больше использует пальцы. В это время он учится рисовать
линии, круги, резать бумагу ножницами, застегивать пуговицы, лепить из
пластилина колобки и колбаски.
Чтобы выполнять точные действия с мелкими
предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:
большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а
безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.Чем
старше становятся дети, тем больше они применяют свои навыки в повседневных
действиях. В возрасте с четырех до восьми лет настает черед тем видам деятельности,
которые потребуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей
рук, пальцев и запястий. В этом возрате дети учатся правильно держать карандаш,
уже умеют рисовать простые картинки, составлять аппликации, резать бумагу вдоль
нарисованной линии. Таким образом, к началу образовательного процесса руки
ребенка должны быть готовы к тому, чтобы научиться писать слова и предложения,
а значит хорошо учиться в школе.
Упражнения,
которые способствуют развитию умелости рук и кистей.
Очень важно понимать, что развитие ручной
умелости у малыша требует специального подхода. Довольно часто в наше время у
детей наблюдается задержка в речевом развитии, даже если они абсолютно здоровы.
Дети, которым уже в раннем возрасте удается повторить движения пальцами, раньше
начинают говорить. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только
все вместе, или наоборот, вялые, ватыне и не делают никаких отдельных движений,
часто наблюдается задержка речи. До тех пор, пока движения пальцев не станут
свободными, успехи в развитии речи ребенка будут слабыми.
Работу по тренировке пальцев нужно начинать с
самого рождения. После того, как малыш научится захватывать отдельные предметы,
полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков
пальцев к запястью, а также зарядку для пальчиков. Для этого необходимо брать
каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибая и разгибая его по
две-три минуты ежедневно. С десятимесячного возраста можно предложить ребенку
перебирать сначала крупные, а затем и мелкие предметы. Для этой цели очень
подходят бусы. Детям постарше можно давать различные пирамидки, наборы коробок
для собирания всевозможных предметов, кубики и пособия для застегивания пуговиц
и шнуровки.
Хорошо помогают в развитии движений мелкой
моторики:
v народные
игры с пальчиками. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи,
творческому мышлению ребенка. В них отражается реальность окружающего мира –
предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых
игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук –
вырабатывается ловкость, умение управлять своим телом, концентрировать внимание
на одном виде деятельности. Если с одного до двух лет малышам удается повторять
движения только одной рукой, то в два-три года они хорошо воспринимают игры,
которые проводятся двумя руками. Это дает детям возможность быстрее
сориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Пальчиковые игры с четырехлетками можно проводить с использованием
разнообразных мелких игрушек, шариков, напалечников, можно проводить такие игры
под музыкально-ритмическое сопровождение
v
вращение волчка. Регулярные манипуляции
с волчком помогают в процессе овладения инструментом для рисования и письма.
Особенно тем детям, у которых непослушная, зажатая рука. Вращать волчки можно в
перерывах на занятиях по рисованию. Это помогает снять напряжение руки
v
рисование является одним из самых
необходимых занятий. Не откладывайте покупку цветных карандашей, мелков и
акварели в долгий ящик – приобщать малыша к рисованию нужно на втором году
жизни. Это занятие способствует не только постепенному овладению предметом
письма, но и развивает воображение.
v создание
поделок с помощью различных инструментов, лепка из пластилина, плетение с
помощью ткани или бумаги, вышивка, шитье – все это создает хорошую базу для
последующего обучения и применения своих навыков в дальнейшей жизни.
Специальные занятия с ребенком будут
способствовать не только общему развитию его личности, но и формированию
интеллекта. Особенно они необходимы и полезны детям с особенностями состояния
нервной системы, у которых труднее и длительнее вырабатываются двигательные
навыки в области тонких движений. При этом нужно учитывать, что развивающие
занятия необходимо сочетать с физическими упражнениями, основанными на
хватательных движениях и развивающих силу кисти. Игры с мячом, бег, лазание на
лесенки, плавание – всевозможные виды физических упражнений благотворно влияют
на эмоциональное состояние ребенка.
Вы можете сами придумать массу интересных игр
и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные
виды деятельности и организовать процесс так, чтобы было интересно и ребенку, и
вам!
Советы
родителям
«Как
развивать мелкую моторику кисти рук у ребенка раннего возраста».
Что
такое мелкая моторика?
Движения пальцев рук в ходе исторического
развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой
общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сопровождаться
возгласами и выкриками. Движения пальцев рук в процессе эволюции
совершенствовались, и люди выполняли более тонкую работу. Таким образом,
развитие руки и речи у людей являлись параллельными процессами.
Примерно
так же развивается и речь малыша, развитие пальцев обеих рук подготавливает
почву для последующего формирования речи.
Когда мы говорим "мелкая моторика",
мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о том,
что полноценное развитие таких движений обычно происходит под контролем зрения.
Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому
родители должны способствовать развитию навыков мелкой моторики ребенка уже с
самого раннего возраста.
Последовательность
развития навыков мелкой моторики.
Новорожденный малыш сосредоточивает взгляд на
висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает
время, когда он начинает хватать рукой интересующий его предмет. С этого
момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Движения рук
развиваются постепенно и последовательно. Сначала ребенок учится захватывать
мамины пальцы или погремушки своей ладонью. Потом он начинает манипулировать
игрушками, используя большой средний и указательный пальцы. А возрасте полутора
лет он удерживает мелкие предметы с помощью большого и указательного пальцев.
Активно изучая окружающий мир, малыш берет в
ручки различные предметы, начинает совершать простые действия. К двум годам
ребенок уже умеет складывать небольшие предметы в коробку, рисует мелком
каракули, овладевает навыками самостоятельной еды, может натянуть шапку или
снять носки.
В возрасте от двух до четырех лет его
приобретенные навыки совершенствуются. В своих действиях для достижения
результата малыш все больше использует пальцы. В это время он учится рисовать
линии, круги, резать бумагу ножницами, застегивать пуговицы, лепить из
пластилина колобки и колбаски.
Чтобы выполнять точные действия с мелкими
предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:
большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а
безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.Чем
старше становятся дети, тем больше они применяют свои навыки в повседневных
действиях. В возрасте с четырех до восьми лет настает черед тем видам деятельности,
которые потребуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей
рук, пальцев и запястий. В этом возрате дети учатся правильно держать карандаш,
уже умеют рисовать простые картинки, составлять аппликации, резать бумагу вдоль
нарисованной линии. Таким образом, к началу образовательного процесса руки
ребенка должны быть готовы к тому, чтобы научиться писать слова и предложения,
а значит хорошо учиться в школе.
Упражнения,
которые способствуют развитию умелости рук и кистей.
Очень важно понимать, что развитие ручной
умелости у малыша требует специального подхода. Довольно часто в наше время у
детей наблюдается задержка в речевом развитии, даже если они абсолютно здоровы.
Дети, которым уже в раннем возрасте удается повторить движения пальцами, раньше
начинают говорить. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только
все вместе, или наоборот, вялые, ватыне и не делают никаких отдельных движений,
часто наблюдается задержка речи. До тех пор, пока движения пальцев не станут
свободными, успехи в развитии речи ребенка будут слабыми.
Работу по тренировке пальцев нужно начинать с
самого рождения. После того, как малыш научится захватывать отдельные предметы,
полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков
пальцев к запястью, а также зарядку для пальчиков. Для этого необходимо брать
каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибая и разгибая его по
две-три минуты ежедневно. С десятимесячного возраста можно предложить ребенку
перебирать сначала крупные, а затем и мелкие предметы. Для этой цели очень
подходят бусы. Детям постарше можно давать различные пирамидки, наборы коробок
для собирания всевозможных предметов, кубики и пособия для застегивания пуговиц
и шнуровки.
Хорошо помогают в развитии движений мелкой
моторики:
v народные
игры с пальчиками. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи,
творческому мышлению ребенка. В них отражается реальность окружающего мира –
предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых
игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук –
вырабатывается ловкость, умение управлять своим телом, концентрировать внимание
на одном виде деятельности. Если с одного до двух лет малышам удается повторять
движения только одной рукой, то в два-три года они хорошо воспринимают игры,
которые проводятся двумя руками. Это дает детям возможность быстрее
сориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Пальчиковые игры с четырехлетками можно проводить с использованием
разнообразных мелких игрушек, шариков, напалечников, можно проводить такие игры
под музыкально-ритмическое сопровождение
v
вращение волчка. Регулярные манипуляции
с волчком помогают в процессе овладения инструментом для рисования и письма.
Особенно тем детям, у которых непослушная, зажатая рука. Вращать волчки можно в
перерывах на занятиях по рисованию. Это помогает снять напряжение руки
v
рисование является одним из самых
необходимых занятий. Не откладывайте покупку цветных карандашей, мелков и
акварели в долгий ящик – приобщать малыша к рисованию нужно на втором году
жизни. Это занятие способствует не только постепенному овладению предметом
письма, но и развивает воображение.
v создание
поделок с помощью различных инструментов, лепка из пластилина, плетение с
помощью ткани или бумаги, вышивка, шитье – все это создает хорошую базу для
последующего обучения и применения своих навыков в дальнейшей жизни.
Специальные занятия с ребенком будут
способствовать не только общему развитию его личности, но и формированию
интеллекта. Особенно они необходимы и полезны детям с особенностями состояния
нервной системы, у которых труднее и длительнее вырабатываются двигательные
навыки в области тонких движений. При этом нужно учитывать, что развивающие
занятия необходимо сочетать с физическими упражнениями, основанными на
хватательных движениях и развивающих силу кисти. Игры с мячом, бег, лазание на
лесенки, плавание – всевозможные виды физических упражнений благотворно влияют
на эмоциональное состояние ребенка.
Вы можете сами придумать массу интересных игр
и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные
виды деятельности и организовать процесс так, чтобы было интересно и ребенку, и
вам!
|