Воспитатель/методист
ДУУ№48 А.Ф.Соловьева Музейная педагогика…. Сегодня это словосочетание знакомо практически всем,
кто имеет отношение к воспитанию и
образованию юного поколения, кто работает с детьми, вкладывая в него свое
содержание. Почему музейная педагогика ныне стала так востребована? Время заставляет нас искать в музее
партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от
общественно-исторического опыта - одна из серьезных проблем нашего времени. Возникает
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням,
к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина... Включение музея в
образовательно-воспитательный процесс, интеграция музейной педагогики в сферу
детской деятельности -дело не такое простое.
Педагогам необходимо помочь маленькому человеку в этой непростой, очень
важной деятельности: «увидеть музей вокруг себя».
Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников:
ребенок-родитель-педагог, который может решить эту задачу комплексно.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка
распознавать эти скрытые в предметах смыслы, иными словами речь идет о музейном
образовании или об образовании культурой. В рамках работы по использованию
элементов музейной педагогики
в нашем детском саду проводилась
огромная подготовительная работа. Воспитатели, родители, дети активно
участвовали в создании и организации работы мини-музеев, с целью обогащения
предметно-развивающей среды ДУУ. В результате совместной творческой
работы родились такие мини-музеи, как
«Шумелки-тарахтелки», «Веселый карандаш», «У Лукоморья».В мини-музее
«Шумелки-тарахтелки» собраны шумовые музыкальные инструменты. Здесь представлено более 50 экспонатов из различных
стран мира, некоторые экспонаты дети сами делали своими руками.Ребенок может
посещать мини-музей каждый день, переставлять экспонаты, рассматривать, играть
с ними. Второй мини-музей: «Веселый карандаш», в коллекции которого есть редкие
раритетные экспонаты разной формы, величины и свойств. А также собрана подборка
материалов об истории возникновения Славянской карандашной фабрики в Украине. Экспонаты мини музея «Веселый карандаш»
активно используются детьми в занятиях и развлечениях. Третий, заслуживающий
внимания мини-музей : «У Лукоморья»-музей волшебных сказочных предметов: здесь можно увидеть скатерть
-самобранку, волшебный клубочек, наливное яблочко, сапоги-скороходы и другие….
Так как ДУУ №48 в своей работе использует метод- сказкотерапия, то музей
волшебных сказочных предметов
востребован в работе с детьми разных возрастных групп.
К каждому, представленному мини-музею, подобран теоретический и
практический материалы, составлены конспекты занятий. Включение мини – музеев в
образовательно-воспитательный процесс способствует формированию и развитию основных психических
процессов у ребенка- внимания, памяти,
мышления.
Следующим этапом системы работы с дошкольниками, по внедрению элементов музейной
педагогики, стало посещение детьми музеев города Симферополя, таких как:
Центральный музей Тавриды (знакомый нам как Краеведческий), Этнографический
музей, Художественный музей, Музей истории города Симферополя. Погружение
ребенка в мир традиционной культуры разумнее начинать с культуры более близкой
ему, знакомой, родной.
Первое знакомство наших детей с Этнографическим музеем началось с посещения выставки детского
творчества «Праздник –Рождество Христово». Музейное
занятие было проведено в увлекательной
форме, в ходе которого дети знакомились с игрушками из природного материала, выполненными в различных
техниках (папье маше, квиллинг, валяние, тырцевание , бисероплетение). Они
эмоционально рассказывали о своих впечатлениях, выбирали экспонаты, которые
больше всего им понравились, отдавали свои голоса за них, для того, чтобы
участники экспозиции занимали призовые места. После ознакомления с экспозицией
рождественских игрушек музейный педагог провел с нашими детьми мастер-класс по
изготовлению рождественского ангела из бумаги, где они проявили свои творческие
способности в практической деятельности.
В детском саду возникла идея собрать всех ангелов в
коллективной работе детей «Рождественский ангел», использованную в
декорациях к празднику «Рождество Христово», с
участием отца Василия из собора Петра и Павла. Это стало традицией дошкольного
учреждения, где на первый план выдвигается личностный рост ребенка, расширяются
его возможности взаимодействия с социумом.
Родительская общественность вместе с детьми приняли активное участие в
организации выставки рождественской игрушки внутри нашего детского сада « В
подарок детскому саду» (после того, как дети рассказали дома, что побывали на
подобной выставке в музее). Второе путешествие по музейным залам
Этнографического музея, было объединено
важной темой «Мозаика культур Крыма».
Освоение окружающего мира детьми начинается с малого, с путешествия по
музейным залам, с нового взгляда на привычные и необычные вещи. Оказывается, предметы быта, ушедшие в
прошлое- рогач, русская
печь, коромысло, макитра, хлебная лопата, веретено, украинские рушники и другие
старинные предметы быта умеют говорить и могут поведать необыкновенные истории
о себе, о людях, об исторических и мифологических событиях, фактах. Надо только
уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую» жизнь». Каждый предмет, выступающий в роли актера,
рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать, используя по
возможности все органы чувств. Потому что главный принцип музейной педагогики:
в сознании, душе, памяти навсегда
остается только то, что пропущено через сердце и руки. Не случаен девиз многих
зарубежных детских музеев: «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема - «Открытая
детская ладошка».
Итогом проведенной работы в музее может служить открытое занятие старших
дошкольников «Национальные символы Украины», проведенное после посещения
экспозиций «Мозаика культур Крыма» в
Этнографическом музее. Опыт работы
показывает: у современного ребенка, который живет в условиях города, нет
выраженного ощущения этнической принадлежности. Интерес к теме возникает у
детей лишь тогда, когда затронута его эмоционально-чувствительная сфера. Мы решаем эту задачу включением в ход занятий
игр, элементов театрализации, фольклора, музыкальных народных игр. Педагогу в
сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль
проводника ребенка в этот мир. Дети получают первые сведения о различных
явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много
нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами,
создающими красоту. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг
ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить
дошкольника не только информационно, сколько эмоционально к восприятию
увиденного.
Следующая встреча, с полюбившимся музеем, пришлась
на праздничную неделю Масляницы. Музейные
педагоги творчески подошли к организации встречи с нашими детьми. Скоморохи
играли с ними в подвижные народные игры, знакомили детей с традициями,
обычаями. Внимание наших дошкольников привлекла
выставка национальных костюмов разных народов (ручной работы) в миниатюре. Неожиданностью для детей стало
знакомство с традицией чаепития, главным героем
которого был русский самовар. Дети впервые увидели
коллекцию уникальных старинных самоваров, познакомились
с самоваром в разрезе. Знакомя дошкольников с народным творчеством, с подлинными
предметами старины мы прикасаемся к опыту, накопленному нашими предками в
течение веков. Музейные занятия учат
дошкольников уважать традиции, как своего народа, так и других, приобщают к
культурному наследию нашей Родины.
Наши дети посетили и
Центральный музей Тавриды
(Краеведческий), где они знакомились с разнообразием
современного природного мира Крыма: животными, морскими обитателями, многочисленной
популяцией птиц.
Работа ведется в соответствии
требований региональной программы «Крымский веночек». Искусство существует столько, сколько
человечество помнит себя. Оно объединяет людей, дарит то, что помогает им
оставаться людьми и даже становиться лучше. Одним из величайших видов искусства
считается живопись. Самые лучшие картины, самых лучших художников живут в
музеях. С Художественным музеем мы
сотрудничаем в рамках городской
программы «Симферополь- культурная столица». В этом году старшие дошкольники
ДУУ№48 не единожды побывали на экскурсиях в Художественном музее. Детей знакомили с
творчеством художников, таких как, Архип Иванович Куинджи, Исаак
Ильич Левитан, Иван Иванович Шишкин и
других. Интригующий момент- это встреча детей с
Музейкой, основным героем всех музейных путешествий и экскурсий. На вводных в тему занятиях мы учили детей правилам
посещения музеев: детям рекомендуется
построиться в пары и
тихонько войти в музей, потому что в
музеях всегда тихо. Здесь люди думают, рассматривают картины, и, чтобы никому не помешать, мы тоже
тихо будем смотреть. Согласно
принципам музейной педагогики, малышам противопоказаны традиционные формы
работы музеев - монологические экскурсии. Нам интереснее мастер- классы,
музейные занятия с элементами игры, творческими заданиями. Уроки живописи в сотворчестве детей и
музейных педагогов, оставляют глубокий след, позитивные эмоции в душе
дошкольников. Только тогда, когда ребенок находится в творческом поиске,
встреча с искусством может стать радостью, незабываемым фактом в его еще такой
короткой биографии.
В музее дети посетили экспозицию старинной антикварной
игрушки, переданной музею жителями Симферополя. Неподдельный
интерес у детей вызвала фарфоровая кукла 19 века, реставрированная и собранная
из осколков, здесь она получила вторую жизнь. Увидели дети первую ходячую куклу, кукол 50-60 годов 20
столетия, на выставке представлены были и современные авторские куклы Тильды
(ручной работы). Таким образом, музейная педагогика
направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает
обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные
вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более
насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему
в руки новый инструмент для познания
мира. Мы надеемся, что возникший интерес у детей, в дальнейшем
перерастет в потребность «хочу все знать».
|